В этом году всё больше брендов снимает гей-пары в ТВ-рекламе - например, Honey Maid, Cheerios и DirecTV. Такая реклама получает всё большее значение. Но "Икея" была первой компанией, чьи маркетологи задействовали гей-пару в рекламе - 20 лет назад.
В 1994 году созданный рекламным агентством Deutsch ролик, посмотреть который можно ниже, вышел в эфир после 10 часов вечера в 3 городах, где продукция "Икеи" пользовалась значительным спросом: Нью-Йорк, Филадельфия и Вашингтон (округ Колумбия). Поздний эфир гарантировал, что реклама не будет показана в перерывах между программами, которые выходят в "семейные часы". Тем не менее, эта уступка не помогла избежать нападок Американской семейной ассоциации (American Family Association) и ее лидера преподобного Дональда Уайлдмона (Donald Wildmon).
Уайлдмон призвал к бойкоту магазинов "Икеи", в одном из которых, на Лонг-Айленде (Нью-Йорк), якобы даже была заложена бомба, которая так и не была найдена. Ритейлер, несмотря на это, продолжил показ рекламы, которая стала частью стартовавшей в 1993 году lifestyle-кампании (lifestyle - устойчивые модели потребления и использования материальных и символических товаров, характерных для тех или иных социальных групп и классов), в рамках которой показывались различные типы потребителей (разведенные матери, усыновители или родители, чьи дети выросли и уже не живут с ними, и т.п.).
Творческая команда создателей "Столовой", включая креативного директора Грега ДиНото (Greg DiNoto), заместителя креативного директора Кэти Делани (Kathy Delaney), копирайтера Далласа Ицена (Dallas Itzen) и арт-директора Патрика О`Нила (Patrick ONeill), уже не работает в Deutsch. Но О`Нил, который потом работал в TBWAChiatDay, а сейчас является главный креативным директором в компании Theranos, занимающейся проведением анализов крови, поделился своими воспоминаниями о том, как участвовал в создании рекламы, которая хотя и не получила каких-либо наград, но стала по-настоящему новаторской.
AdFreak: Как появилась идея "Столовой"?
Патрик О`Нил: Многие наши истории были посвящены реальным людям, которых мы видели сами. Мы ездили в магазин Элизабет (Нью-Джерси), так как наша реклама основывалась на реальных людях, мы смотрели, наблюдали и видели, как люди используют продукцию компании, кто они такие, что именно они покупают. И мы выбирали лучший из магазинов. Там было много однополых пар. Мы подумали: "А почему бы нам не взять одну из них?" Донни Дойч считал, что это отличная идея, полагая, что это станет настоящим воплощением ценностей "Икеи" - всегда принимать всех.
То есть тот магазин был чем-то вроде фокус-группы или идейного центра?
Да. И мы выяснили, где жизнь пересекается с мебелью. Нужно было понять, что происходило в то время в культуре, как мне кажется, вместо того чтобы просто делать рекламу, которая бы подходила к любому времени. Разведенные женщины всё ещё ходят туда, детей всё ещё усыновляют, и, вы знаете, гей-пары всё ещё ходят туда [смеется]. Просто эта картина не была типичной для СМИ.
На что были похожи съёмки?
Было много рабочих сцен и остальных людей, которые работали на съёмочной площадке, и ощущалось, что в воздухе витало напряжение, потому что такое было очень непривычно увидеть.
Вы сняли весь ролик в магазине?
Да.
Кто был режиссером?
Пол Голдман (Paul Goldman). Он ещё только начинал снимать. Он [в Deutsch] работал над рекламной кампанией "Это большая страна. Кто-то должен обставить ее мебелью" ("Its a big country. Someones got to furnish it"), которая прошла за год до этих съёмок.
В "Икее" нервничали во время съемок?
Они верили в эту идею с самого начала и никогда не испытывали по этому поводу беспокойства.
Думали ли Вы тогда, что другие тоже пойдут по вашим стопам, ориентируясь на эту рекламу?
Да.
Почему этого не произошло?
Это интересно. Я думаю, что причина, по которой люди помнят нашу рекламу, заключается в том, что она была сделана таким образом, что вызывала реакцию: "Вау, они действительно сделали это". Мы не скрывались под покровом тумана. Было ясно, что происходит. И были угрозы взрывов. Была мощная негативная реакция. Было много неприятных публикаций по этому поводу. Я имею в виду, что тогда многое что происходило. В последующие годы (почти сразу) совершила coming out Эллен Дедженерес (Ellen DeGeneres). Мелисса Этеридж (Melissa Etheridge) "вышла из шкафа". Многие женщины раскрыли свою гомосексуальную ориентацию в то время. Так что в культурной жизни это началось не из-за рекламы. Однако что касается корпораций, думаю, они переживали по этому поводу.
Является ли появление гей-пар в сегодняшней рекламе отражением ситуации с законами о браке?
Да. Я думаю, что поколение миллениума и более молодые люди больше принимают однополые браки. Когда что-то является законным в глазах большого количества потребителей, вы можете использовать это что-то в СМИ, потому что рейтинг одобрения этого будет намного выше того, который вы получите, работая на определенную возрастную группу.
Могла бы другая команда сделать что-то подобное?
Нет... Посмотрите, как мы распределяли роли, говорили об их отношениях, каков был посыл - всё было основано на реальном материале. Я думаю, что всё получилось так, как получилось, потому что все работали сообща. Мы были знакомы с геями, и я чувствовал себя, как будто был одним из них [смеется]. Я чувствовал большую ответственность, которая давала уверенность в том, что я не позволю своим людям разочароваться.
В конечном счете, насколько Вы горды этой рекламой и входит ли всё ещё она в ТОП-3 Ваших реклам?
Я горжусь ею, потому что она была первой. В чем-то было страшно. Всё было искренне, но не было прецедентов. Окружающий мир был отнюдь не доброжелательным. Так что я горд и счастлив быть частью этой рекламы.
18+ Внимание! Данный ресурс содержит информацию на гомосексуальные темы, а также материалы, предназначенные для просмотра только взрослыми.
Если Вы являетесь противником однополых отношений или данная тематика способна вывести Вас из состояния душевного равновесия, покиньте этот ресурс!
Публикация и/или упоминание на сайте ничего не говорит о сексуальной ориентации упомянутых лиц.