BlueSystem >
Советы и статьи >
Искусство и культура
Взгляд на художника: Магнус Энкель (фото)Источник: Advocate
Магнус Кнут Энкель (Magnus Knut Enckell)
9 ноября 1870, Хамина - 27 ноября 1925, Стокгольм
Финский художник и дизайнер, одна из ведущих фигур финских художников - символистов (аналог на русском языке статьи о Магнусе Энкеле с сайта Advocate взят с с сайта
Liveinternet)
Родился в семье викария в маленьком провинциальном городке в Восточной Финляндии, был младшим из 6 сыновей. Живопись изучал в Хельсинки (1889-1891). Первые свои работы молодой художник создаёт в традициях натуралистической школы, но затем первым из финских художников порывает с натурализмом.
В 1891 году Магнус уезжает в Париж, где поступает в Академию Жюлиана. Среди его преподавателей - Жюль Жозеф Лефевр и Бенжамен Констан. В этот период Энкель увлекается символизмом, большое влияние на него оказывают картины Пюви де Шаванна и Эдуарда Мане.
Магнус подпадает под влияние мистицизма французского писателя, символиста и оккультиста, одного из основателей движения розенкрейцеров во Франции Жозефена Пеладана (Josephin Peladan, 28 марта 1858, близ Лиона - 27 июня 1918, Нёйи-сюр-Сен). Он был в восторге от ренессанса и идеалистически - мистических идей Пеладана. У писателя Энкель позаимствовал андрогинный стандарт красоты, которую использовал в своих работах.
Идеи творческой самореализации и признание силы подсознания "подстрекали" художников-символистов знакомиться с теориями шведского теософа 18-го века Эммануила Сведенборга, увлекаться спиритизмом, читать стихи Шарля Бодлера и слушать музыку Вагнера. Нужно отметить, что символизм требовал от его сторонников глубоких знаний и начитанности.
Энкель, приехавший в Париж в 1891 году в Париж вместе с землячками Эллен Теслефф (Ellen Thesleff, 1869–1954) и Бедой Штерншанц (Beda Stjernschantz, 1867 – 1910), составил ядро финского символизма. Магнус стал лидером этой группы и популяризатором движения в Финляндии. Но, как показало время, у него не хватило националистических идеалов, возраста и конкретных целей.
Тем не менее, десять основных работ, созданных в 1892-1894 годы, заложили фундамент для его последующего творчества и финского символизма в целом.
В 1893 году Энкель вновь посещает Париж, спустя год он пишет "Пробуждение" (The Awakening, 1894).
Эта картина является одной из самых сильных работ художника в плане рисунка и аскетизма цвета, художник использует строгие и прозрачные цвета, чтобы выразить духовную атмосферу. Приняв крайний аскетизм в обращении с цветом, Энкель ограничил свою палитру только различными оттенками серого и черного цветов, а также охры. Будучи искусным рисовальщиком, он уходит от цветовых эффектов, чтобы подчеркнуть линию рисунка.
Разочаровавшись в парижском мистицизме, художник в 1894-1895 годах совершает путешествие по Италии, посещает Милан, Равенну, Сиену, Венецию и Флоренцию, а затем уезжает в Швейцарию и Германию, где знакомится с работами Арнольда Бёклина.
Это были годы болезненных внутренних конфликтов художника, и в его работах этого периода выражено его отношение к самому искусству и жизни. Годы, проведенные за границей, привнесли в картины художника более широкий диапазон красок и оптимизм в темы.
Многие источники пишут, что Энкель был гомосексуалом, и это нашло отражение в его картинах, эротизм которых был связан с изображением обнаженных юношей.
Рутледж в своей книге "Геи и лесбиянки в истории" пишет: "Его романы с мужчинами не были достоянием обсуждения в прессе, но и не были опровергнуты самим художником. И все же он изображал голых мужчин и мальчиков откровенно эротично и чувственно. И надо отметить, что мужская нагота в его картины не выглядит невинной".
На рубеже XIX-XX столетий Энкель порывает с символизмом, и его живопись приобретает яркие краски, характерные для постимпрессионизма.
Именно в это время художник обращается к портрету, которым будет активно заниматься всю жизнь.
Вместе с финскими художниками Вернером Томе (Verner Thome) и Эллен Теслефф (Ellen Thesleff) Энкель основал группу "Сентябрь" (Septem), в которой объединились художники, разделяющие убеждения постимпрессионизма.
В 1907 году Энкель получает заказ на создание фресок для приалтарного придела в Соборной церкви Тампере. На гигантской картине размером 10 на 4 м художник изобразил Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса представителей всех рас человеческих. В центре картины "Вознесение" изображены двое мужчин, которые идут, взявшись за руки. Эта деталь почему-то часто игнорируется искусствоведами.
Энкель умер в Стокгольме в 1925 году, и его похороны превратились в событие национального масштаба. Художник был похоронен в своей родной деревне.
Мужчина с лебедем, 1918
|