|
BlueSystem >
Новости
"Педерасты‑контрреволюционеры". Геи - жертвы сталинского террора25 ноября 2024
Как гомосексуальность в СССР оказалась приравнена к "контрреволюционной
деятельности", при чем здесь Максим Горький и внутрипартийная борьба в НСДАП?
Команда акции "Возвращение имен" в партнерстве с квир-медиа Just Got Lucky
объясняет это на примере судьбы Дмитрия Оболенского - потомка аристократического
рода, актера и одного из более чем 80 фигурантов дела "об объединении
гомосексуальных притонов", которое ОГПУ сфабриковало в 1933 году.
"Материалы следствия полностью вскрывают роль гомосексуальных притонов как
активных асоциальных формирований, осуществляющих в широких размерах морально- и
социально-политическое разложение втянутых в них трудящихся <...> Материалы
следствия с исчерпывающей убедительностью раскрывают роль гомосексуализма как
явления социально-патологического".
Это выдержки из дела "об объединении гомосексуальных притонов в Ленинграде",
которое вел секретно-политический отдел ОГПУ в Ленинградском военном округе. Под
следствием тогда оказались более 80 человек. Судебный процесс над ними начался в
1933 году - еще до появления в уголовных кодексах союзных республик статей за
"мужеложство".
Личное дело одного из этих мужчин - Дмитрия Ивановича Оболенского - до сих пор
хранится в архиве научно-исторического центра "Мемориал".
Команда акции "Возвращение имен" в партнерстве с квир-медиа Just Got Lucky
изучила этот документ и исторический контекст, в котором он только и мог
появиться.
Как гомофобия закрепилась в советском законодательстве
В ноябре 1933 года - а именно тогда было заведено дело "об объединении
гомосексуальных притонов в Ленинграде" - уголовной статьи за "мужеложство" ни в
одной из республик Советского Союза еще не существовало. Правда, до ее появления
в УК РСФСР оставались буквально считанные месяцы. По мнению исследователей Дана
Хили ("Гомосексуальное влечение в революционной России") и Ирины Ролдугиной
("Почему мы такие люди?"), вероятно, именно "дело о притонах" повлияло на
решение властей вернуться к практике уголовного преследования гомосексуальных
мужчин. "Вернуться" - потому что такая практика существовала в дореволюционной
России.
Прямой запрет добровольных сексуальных контактов между мужчинами содержался в
Артикуле воинском времен Петра I, а позднее - в статье 995 Уложения о
наказаниях. С установлением советской власти все "царское" законодательство
отменили, и 995-я статья не была исключением. Как же гомофобия вновь проникла в
уголовное право?
Хронологически это происходило так:
- Сентябрь 1933 года. Глава ОГПУ Генрих Ягода пишет Сталину записку, в которой
отчитывается о раскрытии в Ленинграде и Москве сети "гомосексуальных притонов".
- Ноябрь 1933 года. В материалах уголовного дела о притонах появляются гневные
"разоблачительные" формулировки: "асоциальные формирования", "моральное и
социально-политическое разложение трудящихся", "социально-патологическое
явление".
- Декабрь 1933 года. Президиум ЦИК СССР готовит проект постановления, который
предполагает введение наказания за добровольное мужеложество - до пяти лет
лагерей.
- Март 1934 года. Постановление обнародовано. Статья 154-а вскоре появляется в
УК РСФСР, а следом аналогичные статьи - в уголовных кодексах других союзных
республик.
Всего полгода понадобилась чекистам, чтобы идея превратилась в правовую норму,
просуществовавшую до 1993 года. По подсчетам Владимира Володина, которые он
приводит в статье "Криминальное преследование гомосексуальных людей в СССР (1946
- 1991)", за эти годы по статьям о "мужеложстве" осудили более 38 тысяч человек,
большую часть - на территории РСФСР.
Но ни Дмитрий Оболенский, ни его подельники не обвинялись в "мужеложстве". За
"участие в деятельности притонов" им вменялись статьи 58/10 и 151 УК РСФСР.
58-я статья, по которой судили Оболенского и других фигурантов "дела о притонах"
- очевидно политическая. Политизированным быстро становился и язык, на котором
советская власть говорила о гомосексуальности.
Историк Ирина Ролдугина, подробно изучившая протоколы допросов и другие
доступные материалы дела, обращает внимание, что во время следствия сотрудники
ОГПУ использовали ставшую шаблонной формулировку "педераст-контрреволюционер".
"Следствием установлено, что организаторы и руководящий актив гомосексуальных
притонов являлся представителями б. привилегированных классов, активно
контр-революционно настроенными. Классовая принадлежность этого актива
обусловила в обстановке обостренной классовой борьбы его ожесточенную
контр-революционную активность", - писали чекисты.
Отношение к гомосексуальным людям менялось на всех уровнях общественной жизни.
Например, писатель Максим Горький, живой классик русской литературы и
влиятельный культурный функционер, в мае 1934-го опубликовал в "Правде" статью
"Пролетарский гуманизм".
"Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разлагающем влиянии
фашизма на молодежь Европы. Перечислять факты - противно, да и память
отказывается загружаться грязью, которую все более усердно и обильно фабрикует
буржуазия, - писал Горький. - Укажу однако, что в стране, где мужественно и
успешно хозяйствует пролетариат, гомосексуализм, развращающий молодежь, признан
социально преступным и наказуемым, а в "культурной" стране великих философов,
ученых, музыкантов он действует свободно и безнаказанно. Уже сложилась
саркастическая поговорка: "Уничтожьте гомосексуалистов - фашизм исчезнет"".
Слова Горького отсылали к серии громких скандалов с участием одного из ближайших
сподвижников Гитлера - Эрнста Рёма.
Что общего у "гомосексуализма" и фашизма
Эрнст Рём - создатель и командир СА (Sturmabteilung), печально известных
"штурмовых отрядов". Во время Первой мировой войны он служил на Западном фронте
и получил несколько тяжелых ранений; в 1919 году познакомился с Адольфом
Гитлером и вступил в Немецкую рабочую партию, которую вскоре переименовали в
Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП). Рём принимал участие
в первом заметном выступлении нацистов, так называемом Пивном путче, был
арестован, а после освобождения возглавил ветеранскую организацию "Фронтбан",
которая служила легальным прикрытием для штурмовиков.
|
|
В 1925 году между Рёмом и Гитлером случился первый конфликт, в результате шеф СА
подал в отставку, некоторое время служил военным советником в Боливии, выучив
для этого испанский, и лишь к 1930-му вернулся в Германию. В растущем влиянии
прямолинейного фронтовика, который рассуждал о необходимости "второй революции"
и имел в подчинении около 100 тысяч "коричневорубашечников", Гитлер видел угрозу
своей личной власти.
Этот страх привел в итоге к аресту и убийству Рёма и череде судебных процессов
над его сторонниками, во время которых открыто обсуждалась и осуждалась
гомосексуальность.
Как жили гомосексуальные люди в Германии накануне прихода нацистов к власти
Начиная с 1920-х годов гомосексуальные люди в Германии боролись за отмену
параграфа 175 Уголовного кодекса, который карал тюрьмой и лишением гражданских
прав за "противоестественный блуд" между двумя мужчинами, а также между
человеком и животным.
В 1922 году в Веймарской республике появился Союз за права человека - первая и
на тот момент единственная массовая организация гомосексуальных людей, которая
через два года насчитывала 12 тысяч членов, а к 1929-му - 48 тысяч. В Германии
издавалась специальная пресса для гомосексуальных мужчин и лесбиянок, а в самом
центре Берлина - в Тиргартене - работал Институт сексологии, основанный доктором
Магнусом Хиршфельдом, который не признавал гомосексуальность "болезнью" или
"пороком".
Сторонники НСДАП однозначно не одобряли подобной сексуальной свободы, но, как
иронично отмечает исследовательница Элеанора Ханкок: "Нацистская партия была
единственной политической партией Веймарской республики, которая была известна
распространением гомосексуальности в своей верхушке. В результате партия,
которая поддерживала 175 параграф, сама стала прочно ассоциироваться с
гомосексуальностью благодаря вниманию своих оппонентов в целой серии скандалов и
клеветнических кампаний".
Мишенью этих кампаний становился и Эрнст Рём, в котором ярко проявленная
армейская маскулинность и приверженность идеалам мужского "товарищества"
органично сочеталась с влечением к юношам.
В своей автобиографии Рём откровенно высказывался в пользу "освобождения"
сексуальности: "Борьба против притворства, обмана и лицемерия этого общества
должна исходить из того, что является самым основным в жизни, сексуальных
влечений; только тогда она может вестись с успехом во всей человеческой жизни".
Известно, что шеф СА переписывался с одним из первых врачей, отказавшихся
рассматривать гомосексуальность как патологию - Карлом-Гюнтером Хаймзотом, читал
его публикации, а в частных беседах выступал за отмену параграфа 175.
Однако после возвращения Рёма из Латинской Америки его сексуальность стала
политической проблемой. В апреле 1931 года в немецкой прессе начали выходить
"разоблачительные" публикации об ориентации партийного деятеля. Высмеивая
лицемерие нацистов, газетчики прозвали СА "коричневым домом гомосексуалов". К
1932 году против бывшего героя Первой мировой было возбуждено несколько
уголовных дел по параграфу 175.
Развязка наступила 30 июня 1934 года - операция по разгрому СА вошла в историю
как "Ночь длинных ножей". Обвинив Рёма в подготовке путча, подчинявшиеся Генриху
Гиммлеру формирования СС перебили руководство штурмовиков. Рёма арестовали и
заключили в тюрьму.
1 июля он был застрелен в камере двумя эсэсовцами. По легенде, перед этим ему
передали утреннюю газету с передовицей о его "разоблачении" и пистолет с одним
патроном, но арестант не стал стреляться.
Во время посмертного судебного процесса якобы было установлено, что подчиненные
Рёма находили мальчиков-подростков от 14 лет, которые за натуральное или
денежное вознаграждение занимались с ним сексом. Вероятно, показания свидетелей
были получены под давлением - Гитлер к тому моменту присвоил себе всю полноту
власти, а методы дознания нацисты подбирали исходя из политических задач.
Возможно, именно благодаря этому яркому эпизоду истории нацистской Германии в
сознании советских функционеров и чекистов фашизм концептуально соединился с
гомосексуальностью.
Разрушенная жизнь Дмитрия Оболенского (Ленского)
Большая советская энциклопедия (второе издание, 1952) определяла
"гомосексуализм" как "половое извращение" - явление "позорное и преступное",
показывающее "моральное разложение правящих классов".
Скорость принятия процессуальных решений в отношении гомосексуальных мужчин и
организованные кампании травли в печати позволяют многим современным историкам
рассматривать преследования за "мужеложство" в СССР как политические репрессии.
Но пострадавшие от них как правило не дождались ни компенсаций от государства,
хотя бы символических, ни признания обществом своего статуса репрессированных -
хотя бы и неформального. Не все они были своевременно освобождены из мест
заключения после отмены статьи о "мужеложстве" в 1993 году. Многие не дожили до
реабилитации - например, Дмитрий Оболенский.
|
|
Вот что о нем известно.
Дмитрий Оболенский родился в 1898 году в семье, принадлежавшей к старинному
графскому роду. В отличие от братьев, которые мечтали о военной службе, Дмитрий
с детства хотел выступать на сцене. В Первую мировую старшие братья Дмитрия один
за другим погибли на фронте: в ноябре 1914 года - Вадим, в 1915-м - Борис. Еще
два брата дожили до революции и категорически ее не приняли: Юрий Оболенский был
убит на Гражданской войне в 1920-м, а Павлу удалось через Югославию бежать во
Францию.
Так Дмитрий оказался единственным из братьев Оболенских, кто вместе с двумя
сестрами и родителями остался в Советской России. К 1924 году он окончил
Институт сценических искусств в Ленинграде и начал выступать на сцене под
псевдонимом Ленский. До 1929 года у Оболенского дела шли даже неплохо - при НЭПе
в стране сохранялась относительная свобода творчества.
В 1929 году умер отец Дмитрия, 77-летний князь Иван Дмитриевич.
В сентябре 1930 года старшую сестру Оболенского Киру, выступавшую против гонений
на церковь, приговорили к 5 годам лагерей. В 1934 году она освободилась, но не
могла вернуться в Ленинград и поселилась сперва в Малой Вишере, а после - в
Боровичах. В 1937 году Киру Ивановну повторно арестовали и приговорили к
расстрелу. В 2003 году РПЦ канонизировала ее в числе "новомучеников и
исповедников российских".
В 1933 году пришли за Дмитрием. Он получил 5 лет в Байкало-Амурском лагере по
делу "об организации притонов". В чем именно обвиняли актера, неясно. Наряду с
"социально-политической" риторикой чекисты упоминали и вполне конкретные
"уголовно-преступные действия (растление малолетних, заражение венерическими
болезнями)", но какую роль следствие отводило Оболенскому, из хранящихся в
архиве "Мемориала" материалов понять сложно.
В 1936 ему удалось добиться досрочного освобождения, пару лет он прожил у сестры
Киры в Боровичах, а к 1938 году перебрался в Воронеж - поближе к Ленинграду, где
жила его престарелая мать. Оболенский поступил актером в Воронежский областной
театр драмы и прослужил там следующие 10 лет.
Много лет Дмитрий безуспешно добивался снятия судимости, из-за которой ему было
запрещено возвращаться в Ленинград. Добиться этого он смог только накануне
Великой Отечественной войны - 21 июня 1941 года. Вернуться Оболенский так и не
успел. Его родной город скоро попал в блокаду, в первую же зиму умерла мать, а
следом за ней и последняя сестра Дмитрия - Варвара.
Сам он, потеряв в катастрофах первой половины ХХ века всю семью и дом, пережил
войну в эвакуации и до самой смерти выступал на сцене Воронежского театра.
7 августа 1947 года, за полтора года до 50-летия, Дмитрий Оболенский умер от
"нарастающей сердечно-сосудистой слабости".
Реабилитирован был посмертно только в 1989 году. Также по этой теме читайте:
В Ярославле семь человек оштрафовали за "гей-пропаганду"
В России на священника составили протокол о "пропаганде" ЛГБТ за предложение поговорить о греховности гомосексуальности
Представитель РПЦ заявил, что россияне становятся геями из-за жизни в больших городах
Студентку МГУ оштрафовали на 500 тыс. рублей за пять фотографий во "ВКонтакте"
Ярославские силовики провели рейд в ночном клубе, где проходило дрэг-шоу
Потомок Пушкина назвал дураками активистов, обвинивших поэта в "гей-пропаганде"
В Чите силовики нагрянули в гей-клуб
В России предложили запретить сказку Пушкина за "гей-пропаганду"
Общественники просят проверить Киркорова на "гей-пропаганду"
"Вы друг другу никто": история гей-семьи, попросившей убежище в Болгарии
Тэги: история гомосексуализма, россия гомофобия, геи россия Источник: Медиазона Просмотров статьи: 93
|
Оставьте Ваше мнение/комментарий:
Вверх страницы
>>>
В раздел Новостей
>>>
|
|
|