BlueSystem >
Советы и статьи >
Искусство и культура
Рудольф Нуреев: трагедия танцовщика и геяИсточник: РИА новости
16 июня 1961 года мир сотрясла сенсация - ведущий танцовщик Кировского театра Рудольф Нуреев не вернулся с гастролей из Парижа в СССР. Иностранные газеты пестрели заголовками: "Звезда балета и драма в аэропорту Ле-Бурже", "Прыжок в свободу", "Девушка видит, как русские преследуют её друга".
В июне 1961 года Рудольф Нуреев вместе с труппой Кировского театра находился на гастролях в Париже, но его неожиданно вызвали в Москву, якобы для того, чтобы танцевать в Кремле. Его подруга миллионерша Клара Сент пришла провожать Нуреева в аэропорт, подошла попрощаться, обняла и прошептала на ухо: "Ты должен подойти к тем двум полицейским и сказать - я хочу остаться во Франции. Они тебя ждут". Заподозрив неладное, сотрудники госбезопасности начали оттеснять Нуреева, но он вырвался и совершил один из своих знаменитых прыжков, приземлившись прямо в руки полицейских со словами: "Я хочу быть свободным". Репортёры назвали это "прыжком к свободе".
По некоторым данным, в Париже КГБ специально поселил знаменитого танцовщика в номере с неким Юрием Соловьёвым. Его задача была подтвердить нетрадиционные наклонности Нуреева, что Соловьёв и сделал. Великому танцовщику грозили семь лет лагерей строгого режима или работа осведомителем КГБ.
Сразу после его бегства прошло открытое собрание труппы Кировского театра, где артисты вынуждены были единогласно заклеймить его как "невозвращенца". А в январе 1962 года состоялся официальный суд над Рудольфом Нуреевым (естественно, заочный), на котором его приговорили как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима. На протяжении многих лет его преследовали анонимными звонками с угрозами, причём особенно часто это случалось непосредственно перед выходом на сцену, его мать заставляли звонить сыну и уговаривать вернуться на родину.
Нуреев стал одним из первых советских мужчин, признавших собственную нетрадиционную ориентацию. Более того, историю любви Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна называют одной из самых страстных cвязей. Эрик Брун был выдающимся танцовщиком, покорившим русского зрителя во время гастролей Американского балетного театра в 1960 году. Нуреев был увлечён им, его манерой, элегантностью, классичностью его искусства, человеческими качествами. Многие отмечали, что они были полными противоположностями друг другу. Нуреев - страстный, неистовый татарин, почти дикарь, а Брун - спокойный, рассудительный скандинав.
Тем не менее, главной любовью в жизни Нуреева был всё-таки танец. "Я танцую для собственного удовольствия, - говорил он. - Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально". "Прыжок в свободу" дал ему уникальную возможность работать в лондонском королевском балете. За свою творческую жизнь Нурееву удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета.
Благодаря его страсти в балете роль партнёра-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины. Для большей выразительности Нуреев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения. Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан.
Его союзницей в любви к танцу стала тогда уже великая Марго Фонтейн. Но даже она не могла предположить, что этот тандем останется в истории балета, как один из самых блистательных. Каждый порознь не мог бы добиться того, чего они добивались вместе. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нурееву - 24. "С первой секунды я понял, что встретил друга. Это был самый светлый момент в моей жизни с того дня, как я оказался на Западе", - писал он впоследствии.
Совместное творчество Фонтейн и Нуреева началось в 1962 году с балета "Жизель". В 1963 году известный балетмейстер Ф. Аштон специально поставил для них балет "Маргарет и Арман". После "Лебединого озера" в Венской опере в октябре 1964 года их вызывали на сцену восемьдесят девять раз. Рабочим сцены пришлось платить дополнительную зарплату, поскольку они не могли разбирать декорации и задерживались в театре.
Их отношения не были только деловыми. Нурееву удалось перенести все страсти их танца в жизнь. Годы спустя, когда Фонтейн умирала от рака, Нуреев, сам смертельно больной, ездил к ней в Панаму, поддерживал - морально, но не финансово. Марго умерла в нищете, в то время как Нуреев самым богатым человеком в мире балета. "Vanity Fair" оценивал его состояние в 80 миллионов долларов.
Деньги и слава пришли к Нурееву быстро и помогли освободиться его бешеному темпераменту. На западе он мог позволить себе любое поведение: ему многое прощали. Однажды он изловчился дать в один день интервью двум конкурирующим изданиям - Time и Newsweek. Оба хотели поместить о нём большие статьи-интервью. Он же решил, что упускать хотя бы одно интервью нельзя, поэтому в день спектакля посетил сразу два приёма, на которых встретился с прессой. На следующий день оба журнала опубликовали статьи о нём тиражом в пять миллионов каждый.
Ни одному танцовщику не простили бы выступление босиком на приёме в присутствии королевской семьи в Лондоне. Он же, когда ему стало жарко, спокойно сбросил туфли. Рудольф мог быть очень груб с дирижёрами, партнёрами, продюсерами, сам поддерживая и подчёркивая слухи, распространяемые о его ужасном характере.
Нуреев давал не менее 200 спектаклей в год во всех уголках мира и ни разу не уходил со сцены больше, чем на две недели. Говорили, что он не танцевал только в Антарктиде. Путешествуя по свету, Нуреев испытывал влияние самых разных балетных школ - датской, американской, английской, - оставаясь при этом верным русской классической школе. В этом и была суть "стиля Нуреева".
По словам Отиса Стюарта, "мир, несомненно, знал и более сильных в техническом отношении танцовщиков, обладавших совершенными линиям. Но ещё не появился ни один, хоть бы отдалённо напоминающий этого тонкого дикого Пана, который сумел развенчать в глазах публики привычного принца, вечно стоящего "на подхвате", и превратить его в звезду столь же яркую и сияющую, каким были до него лишь балерины".
Нуреев много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуреев снялся в роли известного голливудского актёра Валентино в одноимённом фильме у режиссёра К. Рассела. Многие считали, что в этой картине Нуреев сыграл самого себя. Нуреев также оказался не менее талантливым режиссёром, поставив несколько классических балетов. С 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера.
Рудольфа Нуреева поразила страшная болезнь - СПИД. По предположениям, он заразился в больнице. Якобы однажды он неосмотрительно перебегал дорогу и был сбит автомобилем. Ему перелили кровь, которая была заражена. Нуреев боролся до последнего, пробовал различные новинки в медицине, постоянно общался с людьми, давал уроки. Он прожил со СПИДом 12 лет.
В 1976 году был создан комитет, состоящий из известных деятелей культуры, который собрал более десяти тысяч подписей под просьбой дать матери Рудольфа Нуреева разрешение на выезд из СССР. Сорок два сенатора США обращались лично к руководителям Союза, за Нуреева ходатайствовала ООН, но всё оказалось бесполезным. Лишь после прихода к власти Михаила Горбачёва в 1987 году Нурееву разрешили ненадолго приехать в Уфу для того, чтобы проститься с умирающей матерью, которая к тому времени уже мало кого узнавала.
Зная, что болен, Нуреев захотел вернуться в родную страну. В 1989 году он станцевал несколько спектаклей на сцене Кировского театра. Однако гастроли принесли лишь разочарование и Нурееву, и тем, кто так хотел его увидеть. Артист был уже серьёзно болен, его преследовали травмы. Танцевал он с огромным трудом, преодолевая физическую боль. Он вновь вернулся во Францию, с которой всё началось.
Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной следующего года началась её последняя стадия. В те дни Нуреев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И судьба дала ему такой шанс. На какое-то время Нурееву стало легче, и он поставил спектакль.
В Париже он провёл последние сто дней своей жизни. Этот город открыл Нурееву дорогу в мир славы и богатства, он же закрыл за ним двери. По словам врача, который находился рядом с Нуреевым в последние мгновения его жизни, 54-летний танцор умер тихо, без страданий.
Великий танцовщик похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где нашли свой последний приют многие наши знаменитые соотечественники, в разное время покинувшие Россию. Также по этой теме читайте:
Клип молодого рэппера Джесса Пепе "Я не гей" стремительно набирает популярность во всем мире (видео)
Интервью с писателем Майклом Каннингемом
Брэдли Купер признан самым сексуальным мужчиной планеты (фото)
В Лос-Анджелесе вручили награды знаменитым геям (фото)
Знаменитые гей-пары (фото)
GQ извинился перед Тейлором Лотнером
Сын Шварценеггера полуголым снялся в рекламе джинсов (фото)
Адам Ливайн на обложке свежего номера Out (фото)
Майкл Корс и Брайан Этвуд обручились со своими возлюбленными (фото)
Лидер Aerosmith попробовал стать геем, но ему не понравилось
Тэги: гей культура, нуреев, знаменитости Просмотров: 10,928 Рейтинг статьи: 4.00 (8)
|
Комментарии пользователей (3): Странное фото - Нуреев с Барышниковым, они не были любовниками. А вот с Эриком Бруном - да! Их собственно интимная связь продлилась недолго, но это была жизнь "душа в душу", полное взаимопонимание, взаимодополнение и искренняя, очень глубокая и возвышенная трепетная любовь, с любовными письмами, безграничными признаниями в любви, романтическими прогулками, а также слезами и ссорами и тоской друг по другу в разлуке. Их объединял танец. Они восхищались друг другом, друг у друга учились и обменивались знаниями и опытом. Это была очень красивая пара, достаточно было просто присутствовать рядом с ними, чтоб ощутить их глубокую привязанность друг к другу. К сожалению, бешеный ритм жизни и события, касающиеся танцевальной карьеры их обоих постепенно начали их разводить... И если Эрик ужасно тосковал по Рудольфу, не мог найти быстрого удовлетворения на стороне, нуждаясь в близости именно дорогого друга, то Рудольф, несмотря на еще бОльшую тоску по Эрику, в силу своего темперамента легко удовлетворялся на стороне, часто анонимно, хотя безумно любил всю жизнь только Эрика. В результате, у них появились другие партнеры, но они остались друзьями до самой смерти Эрика. Если изучать подробно, то это кравивейшая и драматичная история любви! Написал: Знатокбалета (email), 15 янв 2016 в 05:17 [Цитировать] Во-первых, не сенсация,, во-вторых, не сотрясла, в третьих, не трагедия, но "драма". Написал: kent71, 3 июля 2012 в 00:00 [Цитировать] "Летающий татарин". Причем здесь его сексуальная ориентация. По моему глубокому убеждению - талант и сексуальная ориентация - это параллели, не влияющая одна на другую. Написал: Владимир, 26 нояб 2006 в 01:04 [Цитировать]
Оставьте Ваше мнение/комментарий:
Вверх страницы >>>
В Советы и статьи >>>
Обсудить на форуме >>>
|